Велимир Хлебников - Поэмы



  • Война в мышеловке - Наиболее полное выражение антивоенных настроений Хлебникова получила поэма составленная из отдельных стихотворений - "Война в мышеловке". Первые строки поэмы напоминают своей масштабностью ораторские ображения В. Маяковского в его пацифистической поэме "Война и мир". Война это богиня смерти, человечество в военном угаре возвращается к первобытной дикости и жестокости, война безжалостно истребляет целые поколения, несет гибель и разрушения: Однако финал поэмы оптимистичен: В. Хлебников верит в возрождение человечества.
  • Гибель Атлантиды - Поэма уводит читателя в далекое прошлое человечества о катастрофической гибели легендарного материка, где властвовали заслужившие свою тяжкую участь бесчеловечные правители. В поэме этой звучит отголосок раздумий поэта, вызванных первой русской революцией.
  • Журавль - В данном мифе-поэме Хлебников воплотил страх и тревогу, ощущение беспомощности перед чуждыми и враждебными человеку силами, перед могуществом техники и властью вещей над человеком. Образ подъемного крана, железного Журавля превращается в поэме в миф о гибели человечества. Против человека восстают им созданные вещи: мосты, вагоны, трубы, срывающиеся со своего места и образующие остов гигантского Журавля, своего рода новое жестокое божество, уничтожающее человечество. Мифологический образ гигантского Журавля вбирает у Хлебникова реальные черты Петербурга. Об этом же свидетельствует урбанистический пейзаж поэмы: Петропавловская крепость, Троицкий мост, остров Тучков. Миф-поэма «Журавль» это романтический бунт против буржуазной цивилизации.
  • Зверинец - Одним из известнейших произведений Хлебникова является его поэма «Зверинец» в прозе. Она привлекает не только своим поэтическим мастерством, но и тем, что в ней сплелись основные мотивы творчества В. Хлебникова. В поэме и отрицание современной цивилизации, и тоска по прошлому человечества, и стремление найти в изначальной природе зверей истоки разных вер, культур, наций. Поэма глубоко философична. По мысли Хлебникова, «Зверинец» раскрывает первобытное начало в человеке, древние типы человеческого сознания, которые как бы предвещаются видами животных. Из письма В. Хлебникова Вяч. Иванову просматривается интересный замысел «Зверинца»: "Я был в Зоологическом саду, и мне странно, бросилась в глава какая-то связь верблюда с буддизмом, а тигра с Исламом. После короткого размышления я пришел к формуле, что виды дети вер и что веры младенческие виды... Виды потому виды, что их звери умели по-разному видеть божество (лик)" (НХ, 356). Этот своеобразный антропоморфизм проходит через все творчество Хлебникова: общность животного и растительного мира с человеком, единство всею живого одна из основных тем его поэзии. Ключ к пониманию «Зверинца» в последнем абзаце-строфе: "Где в зверях погибают какие-то прекрасные возможности, как вписанные в Часослов Слово о полку Игорови« (4, 30). В »Зверинце" высказана мысль о едином разуме природы. Цепь, зорко увиденных аналоги между зверем и человеком не только раскрывает облик и характер зверя, но и очеловечивает его, заставляя в то же время видеть и в человеке черты зверя (в носороге Ивана Грозного, в морже Ницше, в тигре фанатическую жестокость магометанина и т. д.). Поэма «Зверинец» возникла из ранних опытов ритмической прозы. Но в ней Хлебников отказался от утомительных словообразований и архаической стилизации: поэма написана ритмизованной прозой. К. Чуковский справедливо отмечает сходство поэмы В. Хлебникова и поэзии Уитмена, в частности, с его «Песней о себе». Этих поэтов сближает прежде всего мысль об единстве всего находящегося в природе, о равенстве всех ее проявлений.
  • Ладомир - Утопическая поэма Хлебникова, одно из самых значительных его произведений. Название поэмы - это неологизм, придуманный Велимиром Хлебниковым для обозначения всеобщей гармонии. В «Ладомире» Хлебников приходит к пониманию исторической неизбежности революции и разрушения буржуазного строя, к которому он и призывает «бедноту» и «холопов»; провозглашает мировую гармонию, свой идеал пантеистического преображения мира, который представляется ему в уничтожении противопоставления между природой и человеком...
  • Лесная дева - Самая эротическая и едва ли не самая гротескная поэма Хлебникова, повествует о том, что некий юный «пришлец» в жестокой сече убивает певца-соперника, а потом овладевает его спящей подругой. Перед тем как прийти в объятия лесной девы, он скрывается, маскируется, гримируясь под убиенного предшественника. Проснувшись, «золотокудрая девица» (как будто бы и не потеряв девственность!) скорбит и обличает коварство убийцы.
  • Марина Мнишек - Поэма написана в 1908-1910 годах повествует об истории в ее традиционном понимании. Романтически здесь изображен образ Дмитрия Самозванца: его побуждения, реальные политические связи не показаны в поэме, они подменяются смутными поэтическими мечтаниями.
  • Ночной обыск - В поэме автор мучительно переживает трагедию матери расстрелянного и его сестры, но как историческую неизбежность представляет экспроприацию уютной барской квартиры, когда грубоватые матросы выбрасывают из нее рояль и мебель Однако матросы, «убийцы святые», как их называет поэт, тоже наказаны материнским судом мать расстрелянного сына поджигает дом, и отряд моряков погибает. Икона с изображением Христа воплощает в поэме символ жалости и всепрощения, что заслуживают герои этого противостояния.
  • Ночь в окопе - В поэме автор размышляет над современностью, над судьбами страны, над лозунгами революции, провозглашенными Лениным. Поэма бессюжетна: это размышления автора и возникающие вперемежку с ними картины: ночь перед боем, безмерная степь, голоса солдат в окопе все это сливается в одном сложном единстве. Поэма полифонична. В авторскую монологическую речь вторгаются разговоры и обрывки песен солдат, резко контрастирующие с торжественно-эпическим стилем повествования.
  • Хаджи-Тархан - С самого начала творческого пути Хлебников особое внимание уделял культуре и поэзии Востока. Одна из лучших дореволюционных поэм Хлебникова «Хаджи-Тархан» (старинное название Астрахани) историко-философская поэма, посвященная излюбленной мысли Хлебникова о связи России и Азии, об азийском пласте культуры.



Сборник Поэм